03.08.2021Анонс панельных сессий в рамках традиционной Августовской конференции педагогов
В рамках традиционной Августовской конференции педагогов по вопросам дошкольного воспитания и обучения проводятся 2 панельные сессии.
1. Первая панельная сессия по теме «Новые ориентиры в развитии системы дошкольного воспитания и обучения Республики Казахстан» посвященная организационным вопросам воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях Республики Казахстан в 2021-2022 учебном году начинается 5 августа в 10 часов по времени г. Нур-Султан.
В работе сессии принимают участие представители Министерства образования и науки РК, руководители отделов дошкольного воспитания и обучения, ответственные специалисты управлений образования городов Нур-Султан, Алматы, Шымкент и областей, специалисты отделов дошкольного воспитания и обучения областных методических центров и кабинетов, руководители, методисты и педагоги дошкольных организаций, преподаватели вузов, колледжей, специалисты институтов повышения квалификации, неправительственных организаций, представители родительская общественность.
Модератор – Карамбаев Ж.П.
Приветственным словом, панельную сессию открывает вице-министр образования и науки Республики Казахстан Ш. Каринова.
В этом году дошкольные организации страны продолжают работать по действующему Стандарту, утвержденному приказом Министра образования и науки Республики Казахстан от 31 октября 2018 года № 604. Соответственно типовые учебные планы и учебная программа также будут в действии. Разработка нового Стандарта и учебных программ еще продолжается, утверждение данных нормативных актов запланированы на 2022 год.
О текущем состоянии системы дошкольного образования расскажет М. Андыбаева, главный эксперт Комитета дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан.
С презентацией Инструктивно-методического письма на 2020-2021 учебный год по организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях страны, выступает директор Республиканского центра «Дошкольное детство» М. Адамова.
Участники панельной сессии будут ознакомлены структурой и содержанием Инструктивно-методического письма (далее - ИМП), особенностями организации воспитательно-образовательного процесса в 2020-2021 учебном году. В ходе выступления будут отмечены основные приоритетные направления системы дошкольного образования в рамках реализации модели развития дошкольного воспитания и обучения, утвержденного постановлением Правительства РК №137 от 15 марта 2021 года. Участники образовательного процесса в области дошкольного воспитания и обучения будут ознакомлены с основными задачами на 2021-2022 учебный год, которые включают следующие направления:
- создание развивающей безопасной образовательной среды, в том числе инклюзивной среды с учетом индивидуальных способностей и потребностей каждого ребенка;
- воспитание, обучение и развитие (без утомления) детей в интересной для них игровой форме;
- признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений;
- формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми образовательными потребностями
- совершенствование навыков, необходимых для обучения в школе (хорошее здоровье, умение оценивать опасные или безопасные действия; регулировать эмоции; общее когнитивное развитие ребенка).
Отмечается важность обеспечения равных стартовых возможностей для получения качественного дошкольного образования для детей из разных социальных групп и слоев населения.
Предоставляются ссылки на действующие нормативные акты, которыми должны руководствоваться дошкольные организации и классы предшкольной подготовки в своей деятельности. В конце ИМП на 2021-2022 учебный год представлены приложения, которые включают примерные сквозные темы, образцы перспективного плана, циклограмму, примерный режим дня по возрастам.
Также, обращаем внимание педагогов на следующие принципы организации воспитательно-образовательной деятельности:
- обучение через игру;
- развитие в интеграции.
На первой панельной сессии, заместитель Председателя Комитета по охране прав детей МОН РК Д. Жекебаев будет презентовать совместный проект с Институтом экономических исследований и Детского Фонда ООН в Казахстане (ЮНИСЕФ) «Индекс благополучия детей в Казахстане (ИБДК)».
О необходимых изменениях в системе дошкольного воспитания и обучения, продолжает выступление спикер Г. Киикова, магистр в области раннего детского развития, независимый эксперт в области дошкольного образования, председатель института детства «ОYNA».
Из опыта работы практиков о реализации инновационного проекта «Пространство детской реализации» расскажет в своем выступлении Г. Ибрагимова, РhD-доктор, заведующая кафедрой филиала АО «НЦПК «Өрлеу» «Институт повышения квалификации педагогических работников по Карагандинской области».
Тему «Подготовка к школе в аспекте инклюзивного образования» раскрывает С. Мурзалинова-Яковлева, президент общественного фонда «Центр социальных инклюзивных программ», эксперт Международного фонда Inclusive practices.
Обмен опытом лучшей практики «Поддержка игры в государственных детских садах города Нур-Султан» продолжается в выступлении С. Чукуровой, заместителя директора Центра образовательных программ АОО «Назарбаев интеллектуальные школы», члена команды по дошкольному образованию в проекте по управлению изменениями «Ел үмiтi».
Из опыта работы о сотрудничестве с вузами в системе дошкольного воспитания и обучения расскажет К. Батырбекова, вице-президент национальной ассоциации инвесторов в сфере образования «BilimInvest».
Рекомендуемые учебные ресурсы, дидактические материалы будут представлены в выступлениях Б. Тажиновой, А. Масгутовой.
В ходе организации воспитательно-образовательного процесса в дошкольных организациях, рекомендуется стремление к следующим ожидаемым результатам, которые соответствуют цели реализации модели развития дошкольного воспитания и обучения:
1) на уровне дошкольной организации:
- создать условия для целостного развития счастливых, здоровых, самостоятельных, любознательных, коммуникабельных, критически мыслящих детей через взаимодействие всех участников образовательного процесса дошкольного воспитания и обучения;
- разработать вариативные учебные программы, использовать разнообразные методики и технологии обучения, формы, методы, приёмы организации образовательного процесса;
- создать инклюзивную развивающую среду, трансформируемые игровые и тематические зоны, ориентированные на поддержку индивидуальности и субъектности ребёнка;
- формировать личностные качества ребёнка на основе духовно-нравственных ценностей через национальную культуру и традиции;
- расширить формы сотрудничества с семьей;
- разработать комплексную программу сбалансированного питания;
- разработать критерии качества дошкольного воспитания и обучения;
- создать условия для детей раннего возраста;
2) обеспечить детям:
- физическое благополучие;
- социально-эмоциональную компетентность;
- развитие когнитивных навыков коммуникаций;
- высокую внутреннюю мотивацию к познанию и исследованию;
- развитие инициативности, самостоятельности и ответственности;
- заботу о себе и окружающих;
- умение делать самостоятельный осознанный выбор;
- работу в команде;
- развитие критического мышления;
- поддержание креативности;
- психолого-педагогическую поддержку;
3) предоставить родителям возможность:
- быть участниками образовательного процесса;
- обеспечить сохранение психического и физического здоровья ребёнка;
- развивать индивидуальные возможности ребёнка;
- повысить уровень удовлетворенности качеством предоставляемых образовательных услуг;
- получать консультативную помощь в создании условий для целостного развития ребёнка дома.
2. Вторая панельная сессия посвящается работе Международной школы для педагогов дошкольного образования на тему «Дошкольное образование: меняться нельзя остаться прежним». Проведение практикума для педагогов дошкольного образования планируется на 17 августа в 11 часов по времени г. Нур-Султан.
В нем принимают участие руководители и педагоги государственных и частных дошкольных организаций Казахстана, представители Министерства образования и науки РК, департаментов и подведомственных организаций.
В рамках работы международной школы планируется организация нетворкинга, в рамках обмена опытом будут представлены презентация проектов Университета Детства (Россия), проектов «КнигаБум», детское чтение — для ума и развития (Россия), «Проект Игра 4 Д» — дети, дружба, движение, двор» (Россия).
Приветственным словом выступает М. Мельдебекова, председатель комитета дошкольного и среднего образования Министерства образования и науки Республики Казахстан.
О перспективе дошкольного образования выступает Е.Г. Юдина, кандидат педагогических наук, эксперт «Университета детства», профессор, автор программ дошкольного образования «ПРОдетей» и «ОткрытиЯ», зав. кафедрой управления дошкольным образованием МВШСЭН, соразработчик ФГОС ДО, соавтор Инструмента независимой оценки качества дошкольного образования (НОК ДО).
Опыт работы педагогов Костанайской области представляет Е.В. Венгерская, руководитель образовательного центра «Ак ерке».
Во второй части работы Международной школы будут представлены опыт работы практиков-дошкольников Свердловской области РФ, победителей и стипендиатов международного конкурса им. Л.С. Выготского, которые представят инновационные педагогические подходы обучения через игру по занятиям образовательных областей «Здоровье», «Коммуникация», «Познание», «Творчество», «Социум».
В заключительной части будут представлены опыт работы зарубежных коллег по организации образовательной деятельности с дошкольниками в онлайн, о включении в жизнь группы детей, часто болеющих или находящихся на длительном лечении. Также, будет презентована инновационная программа дошкольного образования «Растим сегодня детей будущего: «ПРОдетей» (Россия).
В завершении предусматривается проведение обратной связи, обсуждение конструктивных предложений и выработка решении для дальнейшего совершенствования практики педагогов системы дошкольного образования.