+A A -A
ҚазақшаРусскийEnglish

27.11.2019Информация по итогам региональных семинаров «Организация вариативной части Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения» в Жамбылской, Северо-Казахстанской, Западно-Казахстанской областях

В соответствии с Годовым планом Республиканского центра «Дошкольное детство» (далее — РЦДД) на 2019 год запланировано проведение региональных семинаров «Организация вариативной части Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения» в Жамбылской, Западно-Казахстанской и Северо-Казахстанской областях в сентябре месяце.

На основании писем от областных управлений образований (Жамбылской, ЗКО и СКО) об изменении сроков проведения семинара, было получено разрешение МОН РК о переносе с сентября на ноябрь месяц.

С 18 по 22 ноября 2019года специалисты РЦДД выехали во все названные регионы для участия в семинарах с целью оказания методической помощи. В работе семинара приняли участие специалисты областных Управлений образования, методисты областных методических центров, районных, городских отделов образования, курирующие вопросы дошкольного воспитания и обучения; педагоги государственных и частных дошкольных организаций. Всего — 370 педагогов.

Цель семинара – повышение уровня профессиональной компетентности педагогов и оказание методической помощи по вопросам организации и реализации вариативной части Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения.

Перед началом семинара были организованы выставки инновационного образовательного пространства дошкольного образования Жамбылской, Северо-, Западно-Казахстанской областей. Продемонстрирован видеоролик «Развитие дошкольного образования в Республике Казахстан».

Семинар проходил в два этапа: теоретический и практический.

В теоретической части семинара и.о.директора РГУ РЦ «Дошкольное детство» МОН РК, Базарбаева Роза Жолаушиевна, старшие эксперты отдела содержания дошкольного воспитания и обучения РЦ «Дошкольное детство» Бликова Жанар Байдаулетовна и Мукушева Гульнара Омарбековна в докладе «Организация вариативной части Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения» остановились на нормативных правовых актах, обеспечивающих образовательный процесс, на недельной учебной нагрузке вариативного компонента в соответствии с Типовым учебным планом дошкольного воспитания и обучения, на принципах построения вариативной части, на формах организации работы с детьми.

В практической части дошкольными организациями вышеуказанных областей были продемонстрированы возможности вариативного компонента.

Так, Северо-Казахстанская область, организаторы – Центр методической работы и информационных технологий в сфере образования при Управлении образования, показали неординарный подход в проведении семинара. Общее количество участников семинара составило 120 педагогов.

10 дошкольных организаций области представили работу по реализации вариативной части Типового учебного плана дошкольного воспитания и обучения в интерактивно-игровой форме образовательного квеста. Участники команды двигались по заданному маршруту и на каждой из станций выполняли задания, представленные мастер-классами педагогов детских садов «Ивушка», «Ақ көгершін», «Еркем-ай», «Малыш», «Солнышко», «Ақ бота», «Мирас», «Арман», «Айголек», который одновременно погружал участников семинара в деятельность, связанную с направлениями вариативного компонента:

  • вариатив «Майнд-фитнес», эмоционально-интеллектуального направления;
  • вариатив «VAY TOY: играю, двигаюсь, учусь», направление развитие логического мышления;
  • вариатив «Весёлый язычок», коррекционно- развивающего направления;
  • вариатив «Happy English», коммуникативного направления;
  • вариатив «Асыл қазына», этнопедагогического направления;
  • вариатив «Юный исследователь», экспериментально-исследовательского направления;
  • вариатив по плаванию и аквааэробике «Дельфиненок», здоровьесберегающего направления;
  • вариатив по легоконструрованию и робототехнике «Удивительный мир роботов», интеллектуально-творческого направления;
  • вариатив «Юные краеведы», интеллектуально-творческого направления;
  • вариатив «Умный ребенок» интеллектуального направления.

Участникам семинара творческой группой Западно-Казахстанской области на базе ясли-сад № 34 «Балбұлақ» города Уральска были предложены:

  • вариатив «Оособенности организации групп девочек в дошкольной организации» на тему: «Моя модная одежда»;
  • вариатив «Информационная логика» на тему: «Набор логических игр»;
  • вариатив «Хочу все знать» на тему: «Древние обитатели»;
  • вариатив «Жас сарбаздар» на тему: «Подготовка воспитанников».

Семинар стал хорошей диалоговой площадкой практиков и представил возможность быть не пассивным слушателем, а активным участником.

Западно-Казахстанская область

В работе регионального семинара приняли участие 50 педагогов. Вариативный компонент ТУПа показали педагоги ясли-сада № 34 «Балбұлақ» г.Уральска:

  • «Моя модная одежда», воспитатель Сагидуллина А.М.;
  • «Информационная логика», учитель по компьютерной грамотности Туймебаева А.К.;
  • «Хочу все знать», воспитатель Муфтуллина Э.К.;
  • «Жас сарбаздар», инструкторы по физической культуре Карел Г.З., Омирбай А.К.

Работа с педагогами осуществлялась через презентации, мастер-классы, коучинги:

  • мастер-класс «Опытно-экспериментальная деятельность в реализации вариативного компонента» провели педагоги Баймолдина А.А., Шаймарданова Р.А. ясли-сада №21 «Росинка» г.Уральска
  • презентация «Роль театра в воспитании детей» в рамках школы «Юные актеры» представлена педагогами ясли-сада «Байтерек» Теректинского района Искалиевой Ж.Ж., Сапаровой А.М.

Особый интерес среди участников вызвал педагог Гаппаров С.Б. ясли-сада «Бобек» Таскалинского района, который поделился опытом работы «Игра в асыки — культурное наследие воспитания».

Участники отметили объём полезной информации, которой были наполнены мастер – классы, тесное «сотрудничество» теории и практики, атмосферность, логичность, содержательность семинара.

Жамбылская область

В работе семинара приняло участие 190 педагогов.

Работа с участниками семинара осуществлялась через мастер-классы в интерактивном формате и проводили их педагоги детских садов №39 «Балдаурен», №35 «Ер Төстік», №28 города Тараза. Вариативный компонент был организован по следующим направлениям:

  • «Волшебный мир театра» (методист Рамазанова Д.Ш.);
  • «Учимся играя» (Бейсенбаева Р.);
  • «Логика. Флип чарт игры» (Тымбаева Ж.).

В формате мероприятия педагоги не только показывали наработки, но и затрагивали проблемы, разбирали конкретные ситуации, предлагали разнообразные варианты реализации вариативного компонента.

Специалисты РЦДД посетили 15 государственных и 3 частных дошкольных организации в вышеуказанных областях.

Была организована дискуссионная площадка по обсуждению особенностей организации вариативной части в дошкольных организациях.

В ходе обсуждения участники задавали многочисленные вопросы касательно обновленного содержания: реализация сквозных тем, инклюзивного образования, методического сопровождения, аттестации педагогов и др.

В заключении семинаров были приняты рекомендации.