02.04.2021УТВЕРЖДЕНА МОДЕЛЬ РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
15 марта 2021 года Постановлением Правительства Республики Казахстан №137 утверждена модель развития дошкольного воспитания и обучения.
СОДЕРЖАНИЕ
Модель представляет собой совокупность подходов и принципов, определяющих направление развития и совершенствования дошкольного воспитания и обучения и состоит из следующих глав:
1-глава. Общие положения.
2-глава. Анализ текущей ситуации.
3-глава. Цель и задачи Модели.
4-глава. Содержание модели.
5-глава. Ожидаемые результаты.
В Модели рассматриваются следующие вопросы по совершенствованию системы дошкольного воспитания и обучения:
-
Нормативно-правовое сопровождение
-
Изменение подходов к процессам развития, воспитания и обучения
-
Методическое сопровождение деятельности дошкольных организаций
-
Оценка качества дошкольного воспитания и обучения
-
Педагог в системе дошкольного воспитания и обучения
-
Обеспечение условий для работы с детьми с особыми образовательными потребностями
-
Работа с родителями и родительской общественностью.
АНАЛИЗ ТЕКУЩЕЙ СИТУАЦИИ
За последние 10 лет в большей степени решены вопросы охвата детей дошкольным воспитанием и обучением. Так, охват дошкольными образовательными организациями увеличился в 13 раз. На данном этапе приоритеты развития дошкольного образования направлены на повышение качественных показателей, которые предусмотрены в реализации модели.
Реализация Модели предполагает внесение изменений в сопутствующие нормативные правовые акты по итогам научных исследований в области дошкольного воспитания и обучения, рекомендаций по улучшению и повышению качества, условий развития образовательных услуг
ИЗМЕНЕНИЕ ПОДХОДОВ К ПРОЦЕССАМ РАЗВИТИЯ, ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
В современном мире подход к образованию меняется вместе с быстроменяющимися реалиями, в которых живут и растут наши дети. Взгляд на образование как на продолжающийся в течение жизни процесс, в котором начало совпадает с моментом рождения ребёнка, предполагает принятие гибких стандартов организации образовательного процесса. Взгляд на образование как на продолжающийся в течение жизни процесс, в котором начало совпадает с моментом рождения ребёнка, предполагает принятие гибких стандартов организации образовательного процесса. Ребёнок должен восприниматься как активный участник своего обучения, у которого есть право и возможности конструировать свое собственное понимание мира.
Воспитание и развитие начинается с самого раннего детства, что подтверждается научными выводами. При этом в воспитании детей большое значение должно иметь благополучная обстановка в семье, моральные качества родителей. Поэтому необходимо объединение усилий семьи и дошкольной организации для развития и воспитания детей.
Современные мировые тенденции демонстрируют фокус педагогов на создание условий для полноценного развития каждого ребёнка, соответственно, нужно отдать предпочтение программам, направленным на индивидуальный подход к процессам развития, воспитания и обучения ребёнка.
МЕТОДИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
В странах с высоким уровнем качества дошкольного образования на постоянной основе проводятся эмпирические и прикладные исследования, позволяющие отслеживать текущие проблемы в сфере и разрабатывать соответствующие рекомендации, педагоги выстраивают деятельность в соответствии с актуальными научными данными, занимаются исследовательской деятельностью на постоянной основе, проводя исследование своих действий, рефлексируя над практиками и откликом детей. Для этого необходим соответствующий уровень мастерства педагогов и желание постоянно развиваться и учиться.
Для решения вопроса научного обоснования и поддержки деятельности дошкольных организаций на базе Республиканского центра «Дошкольное детство» будет создан Институт раннего развития детей, при методических кабинетах в регионах - мобильные группы по вопросам раннего развития детей, в деятельность которых войдут следующие функции:
1) оказание методической помощи педагогическим работникам дошкольного воспитания и обучения в реализации образовательных программ, методических материалов, методов обучения, развития и воспитания детей дошкольного возраста, в организации и управлении образовательным процессом, его психологическом сопровождении;
2) обеспечение сбора, анализа и систематизации опыта работы, создании банка данных об эффективных формах работы и их результатах;
3) создание творческих групп по разработке содержания методической работы дошкольного воспитания и обучения в соответствии с направлением деятельности;
4) способствовать повышению профессиональной компетентности педагогов через различные формы организации методической работы;
5) создание условий педагогам дошкольного воспитания и обучения для ознакомления с опытом работы педагогического коллектива и отдельных педагогов.
ОЦЕНКА КАЧЕСТВА ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Для осуществления комплексного перехода на высокое качество образовательных услуг, обеспечения равного доступа к качественному дошкольному образованию всех детей, выявления проблем в системе дошкольного образования будут проведены исследования по следующим вопросам: качество образовательных услуг, эргономические условия, сбалансированное питание; разработаны единые критерии оценки качества образовательных услуг, инструмент оценки качества дошкольного воспитания и обучения для измерения и принятия мер по повышению качества оказываемых услуг; внедрена система независимой национальной оценки качества дошкольного образования с применением рейтинговой шкалы ECERS.
ПЕДАГОГ В СИСТЕМЕ ДОШКОЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ
Реализация модели предполагает комплексный подход к решению вопроса повышения качественного уровня педагогов дошкольных организаций с участием вузов и колледжей:
1) образовательные программы педагогических факультетов вузов и колледжей должны предусмотреть подготовку кадров по действующим нормативным правовым актам, обеспечить методическую базу для реализации программ воспитания и обучения, прохождение педагогической практики студентами;
2) для единства теории и практики в подготовке кадров должно быть обеспечено взаимодействие вузов и колледжей с дошкольными организациями по вопросам раннего развития детей;
3) специальности в сфере раннего развития детей будут внесены в список приоритетных специальностей международной стипендии «Болашак» с целью наращивания институционального потенциала вузов через повышения качества профессорско-преподавательского состава.
Методистами дошкольных организаций должны осуществляться:
1) мониторинг качества предоставляемых образовательных услуг;
2) совместное определение направления развивающих программ;
3) помощь педагогу в изучении интересов детей для организации возможности совместного с родителями выбора развивающих программ для ребёнка;
4) помощь педагогу в выявлении точечных проблем в его практике;
5) оказание методической помощи педагогам в организации игровых зон, подборе учебных ресурсов;
6) методическое сопровождение процесса воспитания и обучения детей;
7) совершенствование практики педагогов через предоставление возможности обмена опытом, повышение квалификации, самореализации;
8) внедрение инновационных подходов.
ОБЕСПЕЧЕНИЕ УСЛОВИЙ ДЛЯ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ С ОСОБЫМИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ ПОТРЕБНОСТЯМИ
Развитие инклюзивного образования будет обеспечено через:
1) формирование философии позитивного отношения общества к детям с особыми потребностями;
2) совершенствование научного и учебно-методического сопровождения инклюзивного образовательного процесса;
3) разработку и внедрение механизмов, форм, способов использования практико-ориентированных технологий психолого-педагогического сопровождения процесса включения детей с особыми потребностями в образовательную среду;
4) совершенствование системы раннего выявления детей с особыми образовательными потребностями и организация психолого-педагогического сопровождения;
5) осуществление преемственности инклюзивных технологий между дошкольным и школьным уровнями образования;
6) осуществление информационно-консультативной поддержки инклюзивного образования; развитие социального партнерства организаций, деятельность которых связана с решением проблем инклюзивного образования (дошкольные организации, осуществляющие инклюзивную практику; ресурсные центры по поддержке инклюзивного образования; научно-исследовательские центры; высшие учебные заведения; специальные организации образования; общественные организации);
7) углубление сотрудничества с зарубежными организациями и партнерами с целью изучения прогрессивного опыта теории и практики инклюзивного образования;
8) развитие системы прогнозирования потребностей дошкольных организаций, осуществляющих инклюзивную практику;
9) обеспечение групп с детьми с особенными образовательными потребностями необходимыми квалифицированными специалистами (логопед, олигофренопедагог, тифлопедагог, сурдопедагог и др.).
РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ И РОДИТЕЛЬСКОЙ ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ
В дошкольном воспитании и обучении необходимо учитывать все факторы, которые имеют влияние на жизнь и развитие ребёнка. Следовательно, очень важно выстраивать работу с ребенком во взаимодействии с родителями, окружением. Необходимо учитывать все особенности: социальное положение, историю семьи, культурные особенности и традиции страны, характер и особенности ребенка. Повседневное общение с родителями и вовлечение их в процессы адаптации и обучения должно стать одной из главных задач коллектива дошкольной организации.
В условиях реализации новых нормативно-содержательных подходов перед дошкольным воспитанием и обучением ставятся целевые ориентиры, предполагающие открытость, тесное сотрудничество и взаимодействие с родителями. Поставленные перед системой образования задачи предполагают повышение ответственности родителей за результативность учебно-воспитательного процесса. Проблема вовлечения родителей в процесс развития, воспитания и обучения детей будет решаться в следующих направлениях:
1) повышение педагогической культуры родителей;
2) включение родителей в деятельность дошкольной организации.
РЕАЛИЗАЦИЯ МОДЕЛИ
В настоящее время разработан и обсуждается Комплексный план реализации Модели, который состоит из 10 разделов:
І. Охват детей 2-6 лет дошкольным воспитанием и обучением
ІІ. Нормативное правовое обеспечение
ІІІ. Методическое сопровождение деятельности дошкольных организаций
IV. Совершенствование содержания дошкольного воспитания и обучения
V. Обеспечение преемственности и непрерывности дошкольного и начального образования
VІ. Внедрение обновленной системы оценки качественного уровня педагогов и дошкольных организаций
VІІ. Обеспечение высокого статуса профессии педагога, модернизация педагогического образования
VІІІ. Обеспечение доступа к качественному дошкольному образованию
ІХ. Создание безопасной и комфортной среды воспитания и обучения
Х. Персонализация финансирования дошкольного образования
По итогам обсуждения в план включено 46 мероприятий.
Если у вас есть предложения, которые вы хотели бы включить в Комплексный план реализации Модели, присылайте, пожалуйста, на электронную почту rcdd_info@mail.ru или сайт www.irrd.kz. Ждем ваших предложений!